Российские «налоговые гавани»: Особые экономические зоны и Территории опережающего социально-экономического развития
В данной статье мы рассмотрим использование налогоплательщиками таких образований, как особые экономические зоны (далее – ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР).
По сути, ОЭЗ и ТОСЭР представляют собой территориальные образования, создаваемые на основании постановлений Правительства РФ в рамках определенного региона РФ, для которых действуют особые нормы администрирования, налогообложения, взимания таможенных платежей, найма персонала и т.д., существенно отличающиеся от аналогичных правил, действующих на остальной территории РФ.
Особые нормы деятельности в ОЭЗ и ТОСЭР направлены на существенное облегчение работы резидентов таких зон и снижение их налоговой нагрузки.
Для того, чтобы стать резидентом ОЭЗ или ТОСЭР, чаще всего, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
- резидентом ОЭЗ (ТОСЭР) может стать только коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия (резидентом технико-внедренческой и туристско-рекреационной ОЭЗ может быть ИП);
- необходима регистрация компании или ИП на территории соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР);
- необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом (примерные формы соглашений утверждены Приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 N 290) и быть внесенным в реестр резидентов соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР), который ведет уполномоченный орган;
- необходимо вести один или несколько видов деятельности из перечня, предусмотренного законодательством о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР) и соглашением с уполномоченным органом;
- организация должна отвечать критериям или соблюдать условия, предусмотренные в законодательстве о конкретной ОЭЗ (ТОСЭР).
Для того, чтобы заключить соглашение о деятельность в ОЭЗ (ТОСЭР), организация (ИП) подает в уполномоченный орган соответствующую заявку с прилагаемыми документами (бизнес-планом и т.п.).
Соглашение о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) может быть прекращено досрочно по воле сторон либо расторгнуто в судебном порядке, например, при нарушениях со стороны резидента, как то: осуществление предпринимательской деятельности, не предусмотренной соглашением об осуществлении деятельности, неосуществление предусмотренной соглашением деятельности в течение двадцати четырех месяцев подряд с момента начала такой деятельности, установленного соглашением и т.п.
При расторжении соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ (ТОСЭР) компания (ИП) теряет статус резидента соответствующей ОЭЗ (ТОСЭР).
Исходя из целей создания ОЭЗ (развитие промышленности, туризма и т.п.), выделяют их следующие виды: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые, прочие.
В настоящий момент на территории РФ функционируют следующие ОЭЗ:
Нормативное обоснование функционирования ОЭЗ |
Промышленно-производственные |
Технико-внедренческие |
Туристско-рекреационные |
Портовые |
Прочие
|
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах"
|
Грязинский район Липетской области |
На территории г. Москвы |
«Прибайкальский район» республики Бурятия |
На территории Муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области |
|
Елабужский район Республики Татарстан |
На территории г. Санкт-Петербурга |
На территории Алтайского района Алтайского края |
|
|
|
Муниципальный район Ставропольский Самарской области |
На территории г. Дубны (Московская область) |
На территории Слюдянского района Иркутской области |
|
|
|
Верхнесалдинский городской округ Свердловской области |
На территории г. Томска |
на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской республики |
|
|
|
«Моглино» Псковская область |
«Иннополис» Республика Татарстан |
На территории Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики |
|
|
|
«Людиново» Калужская область |
«Исток» г. Фрязино (Московская область) |
На территории Хунзахского района Республики Дагестан |
|
|
|
г. Владивосток |
|
На территории Джейрахского и Сунженского районов республики Ингушетия |
|
|
|
«Наримановский район» Астраханской области |
|
«Ведучи» Чеченская республика |
|
|
|
«Ступино Квадрат» Ступинский муниципальный район Московской области |
|
«Конаковский район» Тверской области |
|
|
|
«Узловая» Узловой район Тульской области |
|
|
|
|
|
ФЗ от 31.05.1999 N 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области» |
|
|
|
|
Магаданская область (ОЭЗ функционирует до 31.12.2025 г.) |
ФЗ от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» |
|
|
|
|
Калининградская область (ОЭЗ функционирует до 01.04.2031 г.) |
ОЭЗ создается на срок не более 9 лет, причем продление срока функционирования ОЭЗ не допускается. Отметим, что соглашения, подписываемые резидентами ОЭЗ с уполномоченным органом, действуют только в течение срока, оставшегося до завершения функционирования соответствующей ОЭЗ.
При этом ОЭЗ может быть в ряде случаев ликвидирована досрочно, в т.ч., если в течение 3-х лет подряд ее резидентами не осуществляется промышленно-производственная, технико-внедренческая, туристско-рекреационная деятельность или деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта.
В отличие от ОЭЗ, ТОСЭР создаются на семьдесят лет. А досрочная ликвидация ТОСЭР возможна только если по истечение 3-х лет с даты принятия решения о ее создании не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности на такой территории или все ранее заключенные соглашения расторгнуты.
На сегодня действуют следующие ТОСЭР, деятельность которых регулируется Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»:
ТОСЭР |
Регион |
«Саров» |
Нижегородская область |
«Николаевск» |
Хабаровский край |
«Нефтехимический» |
Приморский край |
«Южная Якутия» |
Республика Саха (Якутия) |
«Набережные Челны» |
Республика Татарстан |
«Анжеро-Судженск» |
Кемеровская область |
«Белебей» |
Республика Башкортостан |
«Гуково» |
Ростовская область |
«Краснокаменск» |
Забайкальский край |
«Краснотурьинск» |
Свердловская область |
«Кумертау» |
Республика Башкортостан |
«Надвоицы» |
Республика Карелия |
«Тольятти» |
Самарская область |
«Усолье-Сибирское» |
Иркутская область |
«Каспийск» |
Дагестан |
«Чусовой» |
Пермский край |
«Кировск» |
Мурманская область |
«Бакал» |
Челябинская область |
«Емва» |
Республика Коми |
«Юрга» |
Кемеровская область |
«Дорогобуж» |
Смоленская область |
«Амуро-Хинганская» |
Еврейская автономная область |
«Беринговский» |
Чукотский автономный округ |
«Большой камень» |
Приморский край |
«Горный Воздух» |
Сахалинская область |
«Хабаровск» |
Г. Хабаровск |
«Камчатка» |
Камчатский край |
«Индустриальный парк «Кангалассы» |
Республика Саха (Якутия) |
«Белогорск» |
Амурская область |
«Комсомольск» |
Хабаровский край |
«Михайловский» |
Приморский край |
«Надеждинская» |
Приморский край |
«Приамурская» |
Амурская область |
«Южная» |
Сахалинская область |
«Свободный» |
Амурская область |
Ограничения при работе в рамках ОЭЗ
На территории ОЭЗ не допускается:
- разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;
- производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Ограничения при работе в рамках ТОСЭР
Организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта (ст. 25.9 НК РФ), не могут быть резидентами ТОСЭР.
Резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР.
Основные налоговые преференции при работе в рамках ОЭЗ и ТОСЭР
Налоговые преференции резидентов ОЭЗ
1. Акты законодательства РФ (субъектов РФ) о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов ОЭЗ (за исключением актов, касающихся налогообложения подакцизных товаров), не применяются в отношении резидентов ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении деятельности в ОЭЗ.
2. Прибыль от деятельности в ОЭЗ в рамках соглашения облагается налогом на прибыль в части, зачисляемой в региональный бюджет, по сниженной ставке, которая устанавливается региональным законом. Отметим, что согласно НК РФ такая ставка не может быть выше 12,5% до 2020 года и 13,5% - начиная с 2021 года. Однако на практике региональные законы не скорректированы в части снижения максимального размера региональной ставки налога на прибыль в отношении резидентов ОЭЗ и последние вынуждены пока оплачивать налог по ставке до 13,5%.
Указанные налоговые ставки применяются при условии ведения резидентом ОЭЗ раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности в ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности. Что касается доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности, либо полученной от осуществления деятельности вне ОЭЗ, то при исчислении налоговой базы от такой деятельности применяются общеустановленные налоговые ставки налога на прибыль (п. 1 ст. 284 НК РФ; Письмо Минфина России от 04.04.2017 N 03-03-05/19601).
3. Для резидентов технико-внедренческой ОЭЗ, а также туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства РФ в кластер, резидентов ОЭЗ в Магаданской области, налоговая ставка по налогу на прибыль в федеральной части устанавливается в размере 0 процентов (п.п. 1.2 и 1.10 ст. 284 НК РФ).
4. Резидент ОЭЗ вправе 10 лет не платить налог на имущество организаций в отношении имущества, приобретенного для ведения деятельности на территории ОЭЗ и располагающегося на данной территории (пп. 17 ст. 381 НК РФ).
5. Резидент ОЭЗ может не платить земельный налог с участка, приобретенного для ведения деятельности на территории ОЭЗ и располагающегося на данной территории в течение 5 или 10 лет (срок льготы зависит от соответствия резидента условиям, предусмотренным в законодательстве) (пп. 9 и 11 ст. 395 НК РФ).
6. Резиденты ОЭЗ могут платить страховые взносы с заработной платы сотрудникам по льготному тарифу страховых взносов, совокупно составляющему в 2017 г. 14% с последующим повышением до 21% в 2018 г. и до общего тарифа в 30% в 2019 г. (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ).
7. В ряде случаев резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты НДС (при проведение работ (оказании услуг) резидентами портовой ОЭЗ в такой зоне – пп. 27 п. 3 ст. 149 НК РФ) и акцизов (ввоз подакцизных товаров в портовую ОЭЗ с остальной части территории РФ – пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ).
Резиденты ТОСЭР имеют право
1. Возмещать НДС из бюджета в ускоренном (заявительном) порядке (пп. 3 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).
2. При выполнении ряда условий не платить «федеральную» часть налога на прибыль, а «региональную часть» налога на прибыль платить по сниженной ставке (не более 5% в течение первых 5-ти лет, начиная с налогового периода, в котором была получена первая налоговая прибыль от деятельности, осуществляемой в рамках ТОСЭР, и не менее 10% в течение следующих 5-ти лет) – п. 1.8 ст. 284, ст. 284.4 НК РФ;
3. В течение 10 лет применять пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ).
Сравнение уровня налоговой нагрузки предприятия внутри и вне ОЭЗ на примере резидента ОЭЗ в г. Томске
Рассчитаем уровень годовой налоговой нагрузки по организации-резиденту ОЭЗ в г. Томске и сравним его с уровнем налоговой нагрузки того же предприятия, применяющего общий порядок налогообложения, действующий вне экономической зоны.
Итак, имеется промышленное предприятие на территории ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске, имеющее следующие годовые финансовые показатели деятельности:
Финансовый показатель |
Тыс. руб. |
Остаточная стоимость ОС на |
Тыс. руб. |
Выручка (без НДС) |
483 252 |
1 января |
759 798 |
Себестоимость |
309 496 |
1 февраля |
750 405 |
в т.ч. заработная плата рабочих |
115 698 |
1 марта |
741 012 |
Коммерческие расходы |
23 432 |
1 апреля |
731 619 |
Управленческие расходы |
122 949 |
1 мая |
722 226 |
в т.ч. заработная плата управленческого персонала |
89 578 |
1 июня |
712 833 |
Проценты к получению |
56 567 |
1 июля |
703 440 |
Прочие доходы |
22 059 |
1 августа |
694 047 |
Прочие расходы |
13 559 |
1 сентября |
684 654 |
Налоговая прибыль без учета страховых взносов и налогов |
92 442 |
1 октября |
675 261 |
Земельный налог, рассчитанный по общим правилам |
756 |
1 ноября |
665 868 |
Транспортный налог, рассчитанный по общим правилам |
289 |
1 декабря |
656 475 |
|
|
31 декабря |
647 080 |
Налог |
Расчет налога для резидента технико-внедренческой зоны в г. Томске |
Расчет налога по общим правилам |
Примечания |
Страховые взносы (без учета вносов в ФСС на страхование от несчастных случаев на производстве) |
(115 698 + 89 578) х 14% = 28 739 тыс. руб. |
(115 698 + 89 578) х 30% = 61 583 тыс. руб. |
|
Налог на имущество |
0% |
=(759 798 + 750 405 + 741 012 + 731 619 + 722 226 + 712 833 + 703 440 + 694 047 + 684 654 + 675 261 + 665 868 + 656 475 + 647 080) /13 * 2,2% = 15 476 тыс. руб. |
На 10 лет |
Транспортный налог |
0% |
289 тыс. руб. |
В первые 10 лет |
Земельный налог |
0% |
756 тыс. руб. |
В первые 5 лет |
Налог на прибыль (посчитан не по льготной ставке не более 12,5%, а по действующей в региональном законе ставке 13,5%) |
(92 442 – 28 739) х 13,5% = 8 600 тыс. руб. |
(92 442 – 61 583 – 759 – 289 – 15 476) х 20% = 2 867 тыс. руб. |
|
Итого общая налоговая нагрузка |
37 339 тыс. руб. |
80 971 тыс. руб. |
|
Отношение налоговой нагрузки к выручке, % |
7,73% |
16,76% |
|
Таким образом, сравнение фискальной нагрузки одного и того же предприятия внутри и вне технико-внедренческой зоны говорит о двукратном снижении налогового бремени при получении статуса резидента ОЭЗ.
Отдельные проблемы правоприменения законодательства по ОЭЗ и ТОСЭР
Работа по расширению потенциала зон продолжается как со стороны государства, так и со стороны потенциальных инвесторов. Так, по данным газеты «Коммерсант», экспертный совет ОЭЗ в г. Липецк рассмотрел семь новых инвестиционных проектов в рамках ОЭЗ с общим бюджетом более 30 млрд. рублей. Среди потенциальных инвесторов как российские, так и иностранные компании из Австралии и Италии. Проекты включают в себя строительство промышленных комплексов и внедрение новых технологий в области сельского хозяйства, строительства, полиграфии, сбора и хранения данных, производства комплектующих.
Однако резиденты ОЭЗ и ТОСЭР сталкиваются в своей работе с вопросами правоприменения законодательства, регулирующего деятельность на территории особых зон.
Так, например, ООО «Джей Ви Системз» (далее – Общество) являлось резидентом ОЭЗ промышленно-производственного типа на территории района Ставропольский Самарской области с декабря 2012 года, что подтверждалось свидетельством, удостоверяющим регистрацию резидента ОЭЗ.
В течение 2013 г. Общество размещало средства, получаемые от учредителя, на депозитных счетах в банке, в связи с чем получало процентный доход. В отношении данного дохода Обществом, как резидентом ОЭЗ, применялась ставка налога на прибыль в размере 0%. При аргументации своей позиции Общество опиралось на нормы Закона Самарской области от 07.11.2005 г. N 187-ГД "О пониженных ставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет".
Налоговый орган установил, что по условиям соглашения о резидентстве в ОЭЗ Общество было обязано вести на территории особой экономической зоны исключительно деятельность, предусмотренную в данном Соглашении. В свою очередь, предметом соглашения было ведение резидентом промышленно-производственной и логистической деятельности в ОЭЗ в соответствии с прилагаемым к соглашению бизнес-планом, а именно: производство автомобильных кузовов и авто деталей; логистические услуги; инженерно-исследовательские услуги, а также строительство зданий и сооружений.
При этом размещение средств на банковских депозитах в качестве вида деятельности ни в соглашении, ни в бизнес-плане Общества не фигурировало. Общая сумма дохода от размещения депозитов составила за 9 месяцев 2013 года 94 660 тыс. рублей.
В ходе выездной проверки налоговая инспекция дополнительно установила, что резидент не произвел на территории ОЭЗ никакого строительства производственных площадей, которые были необходимы для осуществления указанной в Соглашении деятельности, и не осуществлял никакого производства. Таким образом, доходы от размещения денежных средств на депозитном счете банка были признаны судом не относящимися к доходам от деятельности, производимой на территории ОЭЗ. В связи с чем Общество обязали уплатить недоимку по налогу на прибыль, возникшую в связи с неправомерным обложением данного дохода по ставке 0%, а также пени (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.04.2015 г. № Ф06-22823/2015).
Аналогичное решение в пользу налогового органа в сходной ситуации по прибыли, полученной в виде процентов по депозитам и положительной курсовой разницы от переоценки остатков по валютным счетам, вынесено Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.04.2017 N Ф06-19646/2017 по делу N А55-12793/2016.
Указанные споры касаются одного из самых важных вопросов, возникающих в ходе работы организаций на территории ОЭЗ и ТОСЭР. В связи с этим готовится законопроект о том, что сниженная ставка по налогу на прибыль применяется только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ и не касается всех прочих доходов резидента. А в случае лишения организации статуса резидента по суду предлагается обязать такую организацию пересчитать и доплатить налоги и страховые взносы без учета льгот за весь период их применения.
Представляется, что российским налогоплательщикам может быть интересна работа в рамках ОЭЗ или ТОСЭР. Однако точный ответ на вопрос о том, имеет ли смысл в конкретном случае пытаться получить статус ОЭЗ (ТОСЭР) может дать только углубленный анализ деятельности налогоплательщика, включающий и налоговое моделирование.
Чем мы можем быть полезны?
Налоговое моделирование - одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!
Ко всем публикациям