Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Налоговые новации осени 2017 года – часть первая

Госдума приняла в третьем чтении проект Федерального закона N 274631-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Законопроект № 274631-7). Данный законопроект вносит изменения в большинство глав НК РФ. Причем корректировки законодательства носят не только точечный характер (например, в части НДФЛ или транспортного налога), но также существенно меняют налогообложение отдельных видов деятельности (например, сельскохозяйственного бизнеса, торговли ломом). Как показывает практика, принятый Госдумой в третьем чтении законопроект практически никогда не корректируется на стадии его рассмотрения в Совете Федерации или в процессе подписания Президентом. Поэтому данным материалом мы начинаем рассматривать изменения в налогообложении, которые вносит Законопроект № 274631-7. Обращаем внимание, что часть изменений будет действовать «задним числом» с 2017 года.

Законодатели ввели НДС для плательщиков ЕСХН

Пожалуй, самой существенной корректировке подверглась применяемая многими сельхозпроизводителями система налогообложения в виде ЕСХН.

Сейчас компании (ИП), применяющие ЕСХН, в общем случае не уплачивают НДС, а также налог на имущество (п. 3 ст. 346.1 НК РФ).

С 2018 года плательщики ЕСХН смогут не уплачивать налог на имущество только в отношении имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями. Использованная законодателями в части оказания услуг формулировка нуждается в уточнении, так как непонятно – льготируется ли все имущество, используемое плательщиком ЕСХН при оказании услуг, либо законодатель имел в виду имущество, используемое плательщиком ЕСХН для оказания услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям (пп. 2 п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

Что касается НДС, то ситуация, судя по всему, меняется еще более радикально. Законопроект № 274631-7 вводит НДС для плательщиков ЕСХН с 2019 года. Так, в статье 145 НК РФ, посвященной освобождению от обязанности плательщиков НДС, появились нормы, касающиеся компаний (ИП), применяющих ЕСХН. Такие лица смогут получить освобождение от уплаты НДС при выполнении следующих условий:

- отсутствия реализации подакцизных товаров;

 - сумма выручки в рамках ЕСХН не превышает в 2018 году 100 млн. руб., в 2019 году – 90 млн. руб., в 2020 году – 80 млн. руб., в 2021 году – 70 млн. руб., в 2022 г. – 60 млн. руб.

Если компания (ИП) переходит на применение ЕСХН с других режимов налогообложения или начинает применять ЕСХН с момента создания (регистрации), то получить освобождение от НДС можно лишь при подаче соответствующего заявления в том же календарном году, в котором компания (ИП) начинает применять ЕСХН. 

Причем в дальнейшем отказаться от применения освобождения от НДС плательщик ЕСХН не сможет. А в случае, если будут нарушены условия применения освобождения (при реализации подакцизных товаров и т.п.) плательщик ЕСХН навсегда лишается права применения освобождения от НДС.

Одновременно из состава налоговых расходов плательщика ЕСХН исключается такой вид расходов как НДС по товарам (работам, услугам), учитываемым в составе налоговых расходов (пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом вводится норма, согласно которой суммы НДС, предъявленные плательщику ЕСХН при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при импорте, не учтенные в составе налоговых расходов на дату, когда плательщик ЕСХН стал плательщиком НДС, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов.

УСН

Законопроект № 274631-7 освобождает ТСЖ, ТСН, УК, СНТ и т.п. налогоплательщиков, применяющих УСН, от необходимости включения в состав налоговых доходов сумм, поступивших от собственников (пользователей) недвижимости в оплату коммунальных услуг, оказанных сторонними организациями (вновь вводимый пп. 4 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Сейчас подобные поступления включаются в состав налоговых доходов, при этом плательщики УСН с объектом «доходы минус расходы» могут учесть оплату коммунальных услуг, перечисляемую организациям коммунального комплекса, в составе налоговых расходов (Письмо Минфина России от 04.08.2017 N 03-11-11/49885). Очевидно, что исключение из состава доходов ТСЖ и т.п. платы собственников недвижимости за коммунальные услуги повлечет за собой невозможность учета такими налогоплательщиками платежей в адрес коммунальных служб в составе налоговых расходов (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ).

 

Транспортный налог

Законопроект № 274631-7 снижает налоговые выплаты по легковому автотранспорту стоимостью от 3 до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которого прошло не более 3 лет. С 2018 года такое имущество будет облагаться транспортным налогом с применением единого коэффициента 1,1. Напомним, что сейчас коэффициент, в зависимости от того, сколько лет прошло с года выпуска автомобиля, составляет от 1,1 до 1,5, причем наибольший коэффициент (1,5) применяется к новым автомобилям, с года выпуска которых не прошло 12 месяцев (п. 2 ст. 362 НК РФ).

 

Налог на имущество

Напомним, что с 2018 года регионы вправе (но не обязаны) установить льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества, включенного в 3-10 амортизационные группы, полученного не от взаимозависимого лица и не в связи с реорганизацией (ликвидацией) юрлица (ст. 381.1 НК РФ). Сейчас такое имущество льготируется на федеральном уровне согласно п. 25 ст. 381 НК РФ.  Если же закон региона не установит льготу для рассматриваемого имущества, то оно будет облагаться налогом на имущество в 2018 году по сниженной ставке 1,1%. При этом регионы будут вправе освободить от налога на имущество как все движимое имущество (аналогично действующему порядку), так и часть такого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущество, отнесенное законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования (вновь вводимый п. 2 ст. 381.1 НК РФ).

 

Земельный налог

В соответствии с Законопроектом № 274631-7 изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования, перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН соответствующих изменений (п. 1 ст. 391 НК РФ в ред. Законопроекта № 274631-7). А если подобные изменения происходят в течение налогового периода (года), то исчисление земельного налога (в т.ч. авансовых платежей) осуществляется с применением коэффициента, предусмотренного п. 7 ст. 396 НК РФ (вновь вводимый п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

НДФЛ

Законопроект № 274631-7 уточняет порядок представления налоговой отчетности по НДФЛ (формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ) в случае реорганизации компании. Некоторые налоговые органы считают неправомерным представление отчетности по НДФЛ правопреемником за реорганизованную компанию (Письмо УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 N 16-15/042728@), хотя Минфин не против представления отчетности преемником (п. 5 Письма Минфина России от 25.09.2012 N 03-02-07/1-229).

Вновь вводимый п. 5 ст. 230 НК РФ обязывает правопреемников реорганизованной компании, не представившей до момента реорганизации отчетность по НДФЛ, представить в свои ИФНС формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ по реорганизованной компании. Причем при наличии нескольких правопреемников обязанность каждого из них по представлению отчетности по НДФЛ за реорганизованную компанию определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса.

Еще одна поправка в главу 23 НК РФ выглядит неоднозначной. Сейчас у физлица возникает налоговый доход в момент списания с баланса организации задолженности такого физлица в качестве безнадежного долга (пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ). Законопроект № 274631-7 уточняет, что датой признания налогового дохода физлица является дата списания его задолженности в качестве безнадежной организацией, являющейся взаимозависимой с данным физлицом. Причем этот порядок распространяется на долги, списанные начиная с 2017 года. Очевидно, что поправка направлена на улучшение положения попавших в трудную ситуацию заемщиков банков, чьи долги банки списывают с баланса при передаче прав их истребования коллекторам (Письма Минфина России от 20.06.2017 N 03-04-05/38343, от 21.04.2017 N 03-04-05/24252).

Однако законодатели не ввели доходы в виде безнадежных долгов, списываемых невзаимозависимыми с заемщиками компаниями, в состав необлагаемых доходов, приведенных в ст. 217 НК РФ. Представляется, что данное противоречие будет исправлено отдельным законодательным актом.

Выводы

В следующих материалах мы продолжим разбираться с новациями в налоговом законодательстве, вводимыми Законопроектом № 274631-7, однако уже сейчас понятно, что компаниям следует провести ревизию применяемых налоговых режимов с учетом рассматриваемых изменений. Неоценимую помощь в решении данной задачи могут оказать такие востребованные бизнесом услуги аудиторских и консалтинговых компаний, как налоговый аудит и налоговое моделирование.

 

 

 

 

 

 

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх