Налог на Googlе
Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в НК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 244-ФЗ, касающиеся порядка обложения НДС электронных услуг, оказываемых на территории РФ. По словам авторов соответствующего законопроекта, изменения направлены на повышение конкурентоспособности российских разработчиков программного обеспечения и предпринимателей, работающих в сфере электронных услуг путем создания равных условий для всех компаний, работающих с российскими пользователями.
Суть изменений
После вступления изменений в силу иностранные компании, реализующие электронные физическим лицам на территории РФ, должны уплачивать российский НДС ― самостоятельно или посредством налогового агента — если реализация происходит не напрямую, а через посредника: российскую организацию или подразделение иностранной компании, стоящей на учете в налоговых органах. Если в расчетах участвует цепочка посредников, налоговым агентом будет выступать посредник, осуществляющий расчеты непосредственно с покупателем.
Российских организаций рассматриваемые изменения не коснутся ― порядок налогообложения услуг, отнесенных к электронным, остался прежним, как и освобождение от обложения НДС реализации программ и игр на основании лицензионного договора.
Какие услуги относятся к электронным?
Термин «услуги, оказываемые в электронной форме» определен ст. 174.2 НК РФ и включает довольно обширный спектр услуг, включая, например:
- продажу через Интернет прав на программы для персональных компьютеров и мобильных устройств, включая игры;
- реализация через Интернет прав на музыкальные произведения, изображения и видео;
- предоставление на платной основе доступа к различного рода Интернет-ресурсам;
- предоставление доменных имен, администрирование сайтов и пр.
Не относятся к электронным услугам:
- реализация товаров (работ, услуг), заказанных посредством Интернета, поставка которых осуществляется в «оффлайне»;
- реализация программ для ПО и мобильных устройств (включая игры) на материальных носителях;
- предоставление доступа к Интернету;
- консультирование по электронной почте (а также, очевидно, и посредством других средств связи, использующих ресурсы Интернета).
Определение места реализации электронных услуг
Место реализации электронных услуг для физического лица, не являющимся индивидуальным предпринимателем, согласно пп.4 п. 1 ст. 148 НК РФ определяется по стране присутствия покупателя — физического лица, факт которого будет устанавливаться по: перечню присущих покупателю критериев, а именно:
- место жительства (скорее всего, определяемое по адресу постоянной регистрации);
- место нахождения банка, использованного покупателем для оплаты услуг;
- регистрация сетевого адреса покупателя;
- код телефонного номера, используемого для приобретения или оплаты услуг.
Для признания услуг оказанными на территории РФ будет достаточно, чтобы любой из вышеописанных критериев указывал на принадлежность к РФ. При этом, если по различным критериям местом присутствия покупателя можно определить иные государства (с учетом положений законодательства этих государств), продавцу оставлено право самостоятельно определить место реализации услуг.
Порядок исчисления и уплаты налога
Как уже отмечалось, налог должен будет уплачиваться либо самой иностранной организацией, либо посредником — налоговым агентом, порядок исчисления налога для обоих случаев одинаков.
Налоговые вычеты не применяются, срок уплаты налога ― 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог должен определяться по ставке 15,25% (18/118), то есть налоговой базой будет являться стоимость услуг, определяемая исходя из фактической цены реализации, с учетом суммы НДС. Для уплаты налога не обязательно открывать счет в российском банке: оплата может производиться со счета иностранной организации в коммерческом банке, расположенном за пределами РФ. Оплата налога производится только в рублях по курсу на последнюю дату
До 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, иностранные организации, реализующие электронные услуг физическим лицам в РФ обязаны направлять в налоговый орган налоговую декларацию по установленному формату (Форма декларации установлена Приказом ФНС России от 30.11.2016 № ММВ-7-3/646@). Обязанностей по ведению книг продаж или формированию счетов-фактур для иностранных компаний не предусмотрено.
Практическая реализация
До вступления в силу рассматриваемых изменений, в российском законодательстве не предусматривалось внятных механизмов взимания НДС с иностранных организаций, не обладающих постоянным представительством на территории РФ.
Для реализации этой возможности предусмотрена обязанность иностранных организаций, реализующих электронные услуги физическим лицам в РФ вставать на учет в налоговых органах в РФ (п. 4.6 ст. 83 НК РФ), причем во избежание административных трудностей регистрацию можно выполнить через Интернет, путем направления заявления и необходимых для постановки на учет документов в электронной форме. Уведомление о постановке на учет налоговые органы обязаны в 30-дневный срок направить по электронной почте, по адресу, указанному иностранной организацией в заявлении.
После подачи заявления и необходимых для регистрации документов для иностранной организации в 30-дневный срок организуется доступ в личный кабинет на сайте ФНС России, посредством которого впоследствии будет происходить обмен корреспонденцией между иностранной организацией и налоговыми органами РФ, в т.ч. отправка отчетности, получение требований налоговых органов, и отправка ответов на них.
Стоит отметить, что в части рассматриваемых изменений ФНС России проявила завидную последовательность ― на стартовой странице сайта ведомства имеется иконка «НДС-офис интернет-компаний», ведущая в соответствующий раздел, содержащий подробные инструкции о порядке подачи заявления о постановке на учет и пользовании личным кабинетом. Также приложены все необходимые формы документов, выкладываются актуальные разъяснения и ответы на часто задаваемые вопросы, имеется качественно выполненная англоязычная версия. Возникающие практические вопросы достаточно оперативно решаются на форуме, на котором присутствуют компетентные сотрудники ФНС России.
Инструменты налогового контроля
В отношении иностранных компаний, реализующих электронные услуги физическим лицам в РФ, налоговые органы вправе проводить камеральные налоговые проверки, сроком до 6 месяцев, в рамках которых иностранной организации могут выставляться требования о предоставлении документов (информации), срок исполнения которых ограничен 30 днями. Также предусмотрена возможность истребования информации у операторов связи, операторов по переводу средств, клиринговых центров и т.д.
Необходимо отметить, что у ФНС России отсутствует реальный механизм фискального воздействия в отношении иностранных компаний, как и отсутствуют правовые основания для привлечения их к ответственности за нарушение положений российского налогового законодательства ― подобные изменения в НК РФ не предусмотрены.
Однако, в свете вступления в силу с 2017 года Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (Ратифицирована Федеральным законом от 04.11.2014 № 325-ФЗ), нельзя исключать, что в ближайшем будущем российские налоговые органы приобретут реальные инструменты налогового контроля и возможностей избежать дополнительных налоговых обязательств по НДС при реализации электронных услуг станет меньше.
Чем мы можем быть полезны?
Налоговое моделирование - одна из услуг, которую вот уже 25 лет успешно предоставляет компания Камертон-АК. Если Вы заинтересованы в том, чтобы Ваши деньги работали на Ваш бизнес, а не уходили из него, то мы знаем, чем помочь Вам!
Ко всем публикациям