Критерии налогового резидентства в России и международном праве
Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.
Налоговое резидентство - одна из важнейших тем в международном налогообложении. По сути, данный статус определяет налоговые обязанности в государстве, налоговым резидентом которого является или становится физическое лицо. В современном мире, когда трансграничная деятельность человека становится более прозрачной, необходимо четко понимать свой статус налогового резидента.
Стоит отметить, что в различных странах могут существовать не идентичные критерии признания налоговым резидентом. Например, в США для признания налоговым резидентом достаточно иметь гражданство, что побудило одного из известных российских банкиров от него отказаться.
В российском и международном налоговом законодательстве сформировано несколько критериев определения налогового резидентства, применяемых последовательно:
- По периоду времени пребывания. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Важно понимать, что данный период не прерывается на определенные краткосрочные выезды;
- Критерий постоянного жилья. Налоговое резиденство определяется по местонахождению постоянного жилья физического лица;
- Критерий центра жизненных интересов. Налоговое резидентство определяется на основании тесных личных и экономических связей. Например, где у физического лица живет семья или ведётся бизнес.
- Критерий места обычного проживания. То есть, где физическое лицо обычно проживает.
- Гражданство. Если физическое лицо соответствует всем критериям в двух странах, то в таком случае резидентство определяется по критерию гражданства.
Критерии применяются последовательно. К данному выводу приходит и Минфин России в своих письмах.
В Письме Минфина России от 03.07.2017 N 03-08-05/41848 рассматривается вопрос о признании физического лица налоговым резидентом РФ при применении международной российско-испанской Конвенции. В Письме сделан вывод о том, что физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ в соответствии со ст. 207 НК РФ, также не рассматривается в качестве резидента в целях применения данного международного соглашения.
Если физическое лицо находится на территории РФ менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом РФ. В такой ситуации проблемы "двойного резидентства" не возникает и, соответственно, не применяются критерии определения резидентства по месту нахождения жилья и центру жизненных интересов (Письмо Минфина России от 08.12.2014 N 03-04-06/62838).
В Письме от 05.08.2015 N 03-04-05/45277 также подчеркивается, что критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в договорах об избежании двойного налогообложения, в том числе критерии места нахождения "постоянного жилища" или "центра жизненных интересов", используются для целей применения таких договоров только в случаях, когда в соответствии с положениями национального законодательства физическое лицо признается налоговым резидентом в обоих государствах.
Существовала спорная позиция ФНС России. Так, в 2015 году в нескольких письмах ФНС была изложена позиция, в соответствии с которой из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности. Сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ (Письмо ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@, от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@, от 16.01.2015 N ОА-3-17/87@).
Однако в 2016 году данное мнение ФНС было признано несоответствующим законодательству (Письмо Минфина России от 21.04.2016 N 03-08-РЗ/23009).
Судебная практика по вопросам налогового резидентства физических лиц сводится к анализу судами количества дней пребывания на территории РФ (например, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2009 N 15АП-9658/2009 по делу N А32-16505/2009, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.07.2015 N Ф07-4905/2015 по делу N А21-1107/2014, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.06.2014 по делу N 33-24651/2014,).
Документальное подтверждение
Согласно официальным разъяснениям (Письма ФНС России от 19.09.2016 N ОА-3-17/4272@, от 06.09.2016 N ОА-3-17/4086, Минфина России от 12.07.2017 N 03-04-05/44434 и др.), документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами РФ, могут являться:
- копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы,
- квитанции о проживании в гостинице и другие документы, на основании которых можно установить фактическое нахождение физического лица за пределами РФ.
Отсутствие обязанности уведомления налоговых органов о смене резидентства
Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, НК РФ не содержит (Письма ФНС России от 11.12.2015 N ОА-3-17/4698@, от 29.10.2015 N ОА-3-17/4072@ и др.).
Ко всем публикациям