Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Почему и как налоговые органы проводят допросы

Светлана Дорн - руководитель практики аудита

Управляющий партнер. Руководитель практики аудита.

На самом деле этот процесс называется дачей показаний свидетеля и регулируется статьей 90 Налогового Кодекса РФ. Но мы будем использовать устоявшийся термин «допрос», который вполне передает суть происходящего.

Возможность допроса свидетеля существует достаточно давно, но в последнее время он стал весьма востребованным налоговыми органами. Если раньше допрос свидетелей проводился эпизодически, то теперь он стал неотъемлемой частью процедуры налогового контроля и без него не обходится практически ни одна проверка.

Чем же вызвана такая популярность допроса?

Практически всю необходимую информацию о бизнесе и налоговых обязательствах налоговые органы получают из бухгалтерских и первичных документов. При этом, показания свидетелей, по сравнению с документами, практически не имеют ценности будучи информацией очень неточной и субъективной.

Полагаем, что ответ на вопрос о значимости допроса лежит в области, которой посвящено письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)».

Главная мысль этого письма -  важно доказать умысел руководителей (включая главного бухгалтера) и собственников компании в совершении налогового правонарушения. Из доказательства умысла на преступление очевидным образом перекидывается мостик к личной, персональной ответственности руководителей и собственников.

Конечно цели допроса не исчерпываются доказательством умышленных действий руководителей – простой сбор информации тоже имеет место. Практика показывает, что для свидетелей крайне затруднительно знать, помнить и сообщать фактическую информацию (количество, цены, даты и т.д.) - обычно показания изобилуют словами, указывающими на предположительный характер информации, такими как «мне кажется», «возможно» и им подобными. При этом, для налоговых органов есть большая разница между словами, например, «насколько я помню клиент заплатил 100 рублей» и «как мне кажется, именно этот человек отвечал за организацию взаимодействия с однодневками». И в том и другом случае информация является предположительной. Можно сколько угодно предполагать о расчетах, но эти предположения не имеют значения без подтверждения документами факта расчетов, снять же с человека подозрение, при отсутствии фактов, прямо опровергающих то, что свидетелю «показалось» - достаточно сложная задача.

Из сказанного следует, что лицами, которым в первую очередь следует опасаться допросов, являются не сами свидетели, а руководители и собственники бизнеса.

Понимая цели, ради которых проводятся допросы, становятся понятны и методы их проведения: выбор вызываемых для допроса свидетелей, подбор задаваемых свидетелям вопросов. В свою очередь, понимая намерения налоговых органов, можно выработать более эффективную тактику защиты.

Отметим основные вопросы тактики проведения допросов и способов минимизации негативных последствий:

  1. Выбор лиц, вызываемых на допрос. Обычно подразумевается, что на допросы могут вызываться лица из руководящего состава организации, лица, отвечающие за финансы. Это действительно так, поэтому такие лица, как правило, психологически готовы к тому что их пригласят для дачи показаний, знают как правильно отвечать на поставленные вопросы и осознают последствия своих ответов для компании и для себя лично. Именно поэтому, налоговые органы не особо рассчитывают получить от таких лиц что-либо полезное. Очевидная логика подсказывает, что для допроса лучше приглашать лиц, которые могли наблюдать происходящее в компании, но не участвовали в этом непосредственно – охранники, водители, секретари, курьеры и даже IT-специалисты. Кроме того, большие шансы получить компрометирующую информацию можно от лиц, с которыми ранее произошел конфликт – уволенные сотрудники, обиженные клиенты и т.д. Именно на таких лиц следует обратить внимание руководству компании, с точки зрения их подготовки.
  2. Фактор неподготовленности. Очевидно, даже подготовленный человек испытывает стресс от участия в допросе, что уж говорить о человеке неподготовленном. Инспекторы, проводящие допрос отлично об этом знают и намеренно усиливают нервозность обстановки, в том числе оказывая давление на свидетеля путем угроз, той или иной степени завуалированности. Вне зависимости от конкретных обстоятельств, универсальными советами являются следующие: (1) надо всегда помнить, что свидетель вправе не отвечать на вопросы, если считает, что ответы могут ухудшить его положение и (2) если в процессе ответа свидетель не может не употреблять слова «мне кажется» и им аналогичные, то следует вообще воздержаться от сообщения такой информации ссылаясь на неосведомленность или невозможность в точности вспомнить обстоятельства о которых спрашивает инспектор.
  3. Подбор вопросов. В рамках основной тактикой проведения допросов, инспекторы попеременно задают вопросы, ответы на которые очевидны и известны самим инспекторам и вопросы, на которые на самом деле хотят получить ответы, рассчитывая на то, что свидетель «по инерции». В таких обстоятельствах важно не терять внимание и самообладание, в чем вам помогут вышеприведенные рекомендации.

Тема проведения и участия в допросах достаточно объемна. Постоянно развивающаяся практика показывает развитие методов проведения допросов со стороны налоговых органов и способов минимизации негативных последствий со стороны налогоплательщиков. Мы составили и разместили на сайте памятку для тех, к кому предстоит поучаствовать в допросе, назначенном налоговыми органами и поддерживаем ее в актуальном состоянии. Надеемся, что памятка поможет Вам пройти стадию допросов с минимальными потерями.

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх