Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Особенности аудита строительных компаний

Особенности аудита строительных компаний

В статье даны практические рекомендации по аудиту строительных компаний, которые помогут аудиторам и самим строительным компаниям подготовиться к проверке.

1. Предварительный этап

На этом этапе проверяется членство строительной организации в саморегулируемой организации (СРО) в соответствии с ч. 2.1 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», гл. 6.1 Градостроительного кодекса. Такая проверка может быть осуществлена на сайте Ростехнадзора https://sro.gosnadzor.ru/.

2. Проверка учётной политики

При проверке учетной политики строительной компании обязательно рассматриваются следующие специфические аспекты (п. 7 ПБУ 1/2008).

2.1. Выбор способа признания выручки по договорам, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (п. п. 1 и 20 ПБУ 2/2008):

а) по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору

или

б) по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору.

2.2. Порядок формирования резерва на покрытие предвиденных расходов (п. 8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства) – например, резерва расходов на озеленение территории.

2.3. Порядок распределения по объектам строительства косвенных расходов (п. 13 ПБУ 2/2008) - например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве.

2.4. Порядок учета ожидаемого убытка (п. 24 ПБУ 2/2008):

а) путем признания в полной сумме в соответствующем отчетном периоде

или

б) путём создания резерва предстоящих расходов согласно п. 5 ПБУ 8/2010. По нашему мнению, установленный п. 12 ПБУ 8/2010 запрет на формирование оценочных обязательств в отношении ожидаемых убытков на данную ситуацию не распространяется, поскольку договор подряда не подпадает под перечисленные в данном пункте критерии.

 

 

Пример. ООО «Строитель» в ходе застройки квартала заключило договор на строительство детского сада стоимостью 95 млн. руб. Себестоимость объекта по смете расходов составляет 94 млн. руб.

Вследствие неожиданного подорожания строительных материалов себестоимость пересчитана и составила 96 млн. руб. Внесение изменений в договор в части увеличения цены работ невозможно. Резерв предстоящих расходов на сумму 1 млн. руб. следует признать на дату документального оформления сметы, фиксирующей подорожание.

 

 

2.5. Следует обратить особое внимание на порядок документооборота (п. 4 ПБУ 1/2008): установление сроков предоставления в бухгалтерию допсоглашений к договорам строительного подряда, закрепление лиц, ответственных за предоставление допсоглашений в бухгалтерию, наличие утвержденной формы расчёта выручки по договору строительного подряда (п. 4 ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете»).

2.6. Установление способа распределения в налоговом учете доходов и расходов по договорам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (п. 2 ст. 271, п. 2 ст. 272 НК РФ). Для сближения бухгалтерского и налогового учета рекомендуется установить тот же порядок налогового учета доходов и расходов, что и для целей бухгалтерского учёта (за исключением учета ожидаемого убытка).

3. Проверка условий договоров, порядка их исполнения и учёта

При проверке договоров аудиторы обращают внимание на следующие нюансы.

3.1. Выявляются объекты, подпадающие под действие ПБУ/2008 согласно предмета договора и срока выполнения работ по нему (п. 2 ПБУ 2/2008). При проверке срока выполнения работ учитываются все изменения к договору, а если срок неоднократно продлевался и, в результате, превысил календарный год, рассматривается возможность ретроспективного применения правил ПБУ 2/2008, исходя из принципа приоритета содержания над формой (п.6 ПБУ 1/2008).

3.2. Договора тестируются на необходимость разделения на несколько объектов бухгалтерского учёта или объединения нескольких договоров в один объект:

- при выявлении договоров на строительство комплекса объектов для одного или нескольких заказчиков по единому проекту, рассматривается необходимость разделения договора на несколько объектов учёта в зависимости от наличия технической документации и возможности достоверного определения доходов и расходов по каждому из них (п. 4 ПБУ 2/2008);

- при выявлении договоров, относящихся к единому проекту с нормой прибыли, определенной в целом по договорам, исполняемым одновременно или последовательно,  анализируется необходимость их объединения в один объект учёта (п. 5 ПБУ 2/2008).

3.3. Проверяется полнота договора, приложениями к которому являются техническая документация и смета (ст. 743 ГК РФ). Отметим, что отсутствие проектно-сметной документации к договору подряда, само по себе, не влечет за собой признание такого договора незаключенным (например, Определение ВС РФ от 11.03.2015 N 306-ЭС15-629 по делу N А72-14090/2013). По длительным договорам, как правило, формируется график строительства.

3.4. Договора с субподрядчиками сопоставляются с договорами с заказчиками на соответствие графиков и локальных смет, в т.ч. с целью проверки экономической обоснованности расходов на услуги (работы) субподрядчиков (п. 2 ст. 252 НК РФ).

3.5. Выявляются убыточные договора (сумма расходов по смете превышает цену договора), проверяется учёт ожидаемого убытка по ним в соответствии с положениями учётной политики (см. п. 2.4 настоящей статьи).

3.6. Выявляются договора, по которым возникают сомнения в поступлении всей суммы выручки  (п. 22 ПБУ 2/2008). В этих целях, прежде всего, анализируются объекты, по которым установлено значительное превышение суммы расчётной выручки над выручкой, предъявленной заказчику (о чем свидетельствует дебетовое сальдо по счету 46). По результатам переговоров с заказчиком по такому договору выбирается один из нижеперечисленных вариантов отражения договора в учете:

а) подрядчик признаёт невыполнение части работ, считает часть начисленной выручки результатом ошибки бухгалтерского и налогового учёта, вносит исправления в учет и отчетность согласно ПБУ 22/2010; п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ;

б) подрядчик соглашается с изменением цены договора без изменения объёма работ и, после подписания соответствующего дополнительного соглашения, продолжает вести учёт по договору нарастающим итогом без корректировок. Ожидаемый убыток по договору отражается в учете в соответствии с положениями учетной политики (см. п. 2.4 настоящей статьи);

в) подрядчик направляет заказчику акты выполненных работ и планирует добиваться их признания в судебном порядке. В этом случае выручка считается предъявленной заказчику и списывается на дебиторскую задолженность проводкой Дт 62 Кт 46 (п. 26 ПБУ 2/2008), одновременно необходимо сформировать резерв по сомнительной задолженности (п. 70 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утв. Приказом МФ РФ от 29.07.1998 № 34н).

3.7. Анализируются договора, в которых предусмотрена поэтапная сдача работ. Главным критерием признания этапа строительства выполненным является возможность автономной эксплуатации результатов выполненного этапа работ (п. 2  «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145). Выявляются договора с формальным условием поэтапной сдачи-приемки работ, не соответствующим фактическому положению вещей.

Налоговый кодекс (п. 2 ст. 271 и п. 2 ст. 272) не предусматривает самостоятельного распределения доходов и расходов, если договор предусматривает поэтапную сдачу работ, даже в случаях, когда длительность этапа превышает отчётный период. Налоговые органы подтверждают признание доходов и расходов по этапам вне зависимости от продолжительности каждого этапа (Письмо Минфина России от 07.12.2012 N 03-03-06/1/637).

3.8. При исчислении НДС по договорам строительного подряда спорным вопросом является необходимость выставления счетов-фактур и начисления налога подрядчиком на дату подписания акта по форме КС-2 «Акт о приёмке выполненных работ» или акта КС-11 «Акт приемки законченного строительством объекта». Разъяснения налоговиков (например, Письмо ФНС России от 20.01.2016 N СД-4-3/609@) и судебная практика, в основном, подтверждают право включить такой НДС в состав налоговых вычетов у заказчика строительства (например, Постановление ФАС Московского округа от 19.04.2012 по делу N А40-77285/11-107-332).

Однако, по нашему мнению, оформление КС-2 или КС-11 на этап работ не всегда влечет за собой обязанность подрядчика начислить НДС по этому этапу.

Моментом определения налоговой базы по НДС в отношении работ является день передачи права собственности на результаты работ от подрядчика заказчику (п. 3 ст. 167 НК РФ). По договору строительного подряда моментом передачи права собственности на результаты работ является дата перехода риска случайной гибели или повреждения объектов строительства с подрядчика на заказчика в соответствии с условиями договора (п. 3 ст. 753 ГК РФ). Форма КС-2 может нести функцию промежуточного счёта, выставляемого заказчику для контроля за ходом работ и не свидетельствовать о передаче права собственности на результаты этапа работ заказчику (п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»). В таком случае, у подрядчика появляются основания не начислять НДС при оформлении КС-2 на этап работ (Письмо ФНС РФ от 25.01.2011 N КЕ-4-3/860@).

Отметим, что формы КС-2 и КС-11 на сегодняшний день являются не обязательными к применению (п. 4 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете»). 

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх