Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Новое в регулировании розничной торговли

Предприятия розничной торговли должны учитывать в своей работе новации законодательства, касающиеся введения онлайн-ККТ, корректировки торгового законодательства и правил продажи алкогольной продукции.

Введение онлайн-ККТ

С 1 февраля 2017 года запрещена регистрация касс, не поддерживающих онлайн режим. При регистрации онлайн-ККТ торговое предприятие обязано заключить договор с оператором фискальных данных и осуществлять передачу в налоговые органы информации о наличной выручке в электронной форме в режиме реального времени (п.п. 3, 4 и 6 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Вправе работать без применения онлайн-ККТ вплоть до 01.07.2018 г. (п.п. 7, 8, 9, 11 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ):

- лица, оказывающие услуги населению – при условии выдачи БСО в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359;

- плательщики ПСН и ЕНВД, при условии выдачи по требованию покупателя (заказчика) документа, содержащего сведения, установленные в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (в ред. от 08.03.2015 г.);

- лица, для которых применение ККТ не было обязательным до вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, например: продавцы лотерейных билетов (Письмо Минфина России от 05.12.2016 N 03-01-15/72053), лица, осуществляющие скупку стеклотары и т.п.;

- владельцы торговых автоматов.

Требования к онлайн-ККТ и порядку их регистрации

Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (далее – Закон о ККТ) содержит детальное описание требований к:

  • кассовым аппаратам - главное и принципиально новое требование – обеспечивать установку фискальных накопителей (ст. 4 Закона о ККТ);
  • фискальным накопителям, которые, в отличие от прежних накопителей фискальной памяти, должны обеспечивать шифрование и обмен данных с ФНС в режиме реального времени (ст. 4.1 Закона о ККТ);
  • порядку регистрации ККТ, в т.ч. в электронной форме (ст. 4.2 Закона о ККТ);
  • условиям применения ККТ - предусмотрено участие оператора фискальных данных при формировании в ККТ каждого фискального документа – чека (п. 3 ст. 4.3 Закона о ККТ). Обмен информацией с автоматизированной информационной системой налоговых органов осуществляется по протоколу, принимаемому уполномоченным органом (п. 6 ст. 4.3 Закона о ККТ).

Новый порядок предусматривает следующие преимущества:

  • право подать заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ в электронной форме через кабинет ККТ (п. 1 ст. 4.2 Закона о ККТ), который находится по адресу https://kkt-online.nalog.ru
    • отсутствие обязанности заключать договора с центром технического обслуживания.

Изменения законодательства о торговле

Законодатель предпринял попытку уменьшить возможности сетей по навязыванию продавцам продовольственных товаров неблагоприятных условий договоров. Антимонопольные правила в розничной торговле теперь распространяются на группы лиц, определяемые Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)).

До 1 января 2017 года условия договоров поставки и иных договоров, заключённых до 15 июля 2016 года, должны были быть приведены в соответствие с Законом о торговле в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ, а именно:

- снижен с 10 до 5 процентов максимальный размер вознаграждения, выплачиваемого продавцом продовольственных товаров торговой сети, причем в этот процентный лимит включена и стоимость услуг, которые сетевой покупатель может оказывать поставщику в рамках договора поставки: продвижение товара, логистика, предпродажная подготовка, и т.п. (ч. 4 ст. 9 Закона о торговле);

- сокращены сроки оплаты сетями поставок продовольственных товаров (ч. 7 ст. 9 Закона о торговле): с 10 до 8 рабочих дней - по товарам со сроком годности менее 10 дней, с 30 до 25 – со сроком годности от 10 до 30 дней, с 45 до 40 – за прочие продовольственные товары, а также алкогольную продукцию. Причем исчисление вышеуказанных сроков необходимо вести со дня фактической поставки товаров, вне зависимости от даты передачи отгрузочных документов сети. Одновременно зафиксирована обязанность поставщика в трёхдневный срок передать, а покупателя – принять необходимые отгрузочные документы (ч. 8 ст. 9 Закона о торговле);

- запрещено понуждение к заключению договора на оказание продавцу продовольственных товаров услуг не только покупателем, но и третьими лицами (ч. 12 ст. 9 Закона о торговле)

- сетям запрещено получать от поставщиков продовольственных товаров: плату за право поставок в функционирующие или открываемые торговые объекты, плату за изменение ассортимента продовольственных товаров, возмещение расходов в связи с утратой или повреждением продовольственных товаров после их отгрузки (за исключением случаев, когда утрата или повреждение произошли по вине поставщика), возмещение расходов, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров (ч. 13 ст. 9 Закона о торговле).

Изменения правил продажи алкогольной продукции

С 31 марта 2017 года:

- применение онлайн-ККТ становится обязательным для всех розничных продавцов алкоголя, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, в т.ч. при оказании услуг общественного питания (Федеральный закон от 03.07.2016 N 261-ФЗ; п. 6 Письма Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 N 2148/03-04);

- более детально изложены и, одновременно, ужесточены требования к реализации алкогольной продукции в общественных местах. В частности, устанавливается запрет на реализацию алкогольной продукции вблизи и на территориях школ, больниц, поликлиник, вузов и медпунктов, а также в зданиях (сооружениях), в которых оказываются образовательные и медицинские услуги и осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность (Письмо Минфина России от 23.08.2016 N 03-07-06/49171).

С 1 июля 2017 года:

- вводится запрет на розничную продажу алкогольной продукции в полимерной потребительской таре объёмом более 1500 миллилитров (абз. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 202-ФЗ). За нарушение указанного запрета вводится административный штраф на должностных лиц в размере от ста до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой (п. 2.2 ст. 14.16 КоАП РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017 г.).

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх