Настроим Ваш бизнес на нужную тональность!

Особенности аудиторской проверки в гостинице: аудит выручки

24.10.2018 # Аудит
Расим Назаров

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Понятие гостиничного бизнеса

Гостиница – это предприятие, предоставляющее услуги по временному проживанию.

Аудит доходов гостиницы

Доходы (выручку) гостиницы, условно, можно разделить на две крупные категории:

  • Основные доходы, включают в себя:
    • Плату за проживание;
    • Плату за бронирование;
  • Доходы от оказания дополнительных услуг.

Особо надо отметить, что рассматриваемые доходы (выручка) гостиницы являются доходами (выручкой) по обычной деятельности (прочие доходы в статье не рассматриваются).

Момент признания выручки за проживание гостя

Особенностью отражения выручки за оказание услуг гостиницы по размещению гостей является момент, когда следует признать доход. Дело в том, что услуга по предоставлению номера гостю для проживания потребляется в момент ее предоставления, и дата признания выручки является принципиальным вопросом. Допустимы два способа отражения выручки за проживание гостя:

  • Выручка признается при выезде гостя;
  • Выручка признается пропорционально времени проживания гостя.

Отличительной особенностью обоих способов отражения доходов (выручки) гостиницы является момент признания выручки от оказания услуг по проживанию гостя. Рассмотрим оба способа отражения выручки.

Способ первый - «Выручка признается при выезде гостя»

В п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (далее - ПБУ 9/99), указано, что одним из критериев признания выручки является принятие услуг гостем (услуга оказана). То есть услуга по проживанию потребляется в течение периода проживания гостя в гостинице, и ее потребление прекращается в момент выезда гостя.

Услуга считается оказанной и принятой гостем в момент его выезда из номера.

Следовательно, выручка за проживание гостя признается в момент выезда гостя.

Способ второй - «Выручка признается пропорционально времени проживания гостя»

В абз. 2 п. 13 ПБУ 9/99 указано, что выручка от выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги, продажи конкретного изделия признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность работы, услуги, изделия. То есть услуга по проживанию гостя оказывается и потребляется одновременно.

Следовательно, выручку необходимо учитывать пропорционально периоду проживания гостя в гостинице. В пользу применения данного способа говорит тот факт, что гостиницы назначают цену за проживание, исходя из стоимости часа и суток, и, как следствие, величина выручки за определенный период может быть определена.

Оба варианта признания выручки за оказание услуг по проживанию являются альтернативными друг другу. Гостиница, руководствуясь принципом рациональности (абз. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика) должна определить один вариантов приоритетным и закрепить его в учетной политике.

При проверке доходов аудитор должен проверить какой из способов учета доходов применяет гостиница, и закреплен ли данный способ в учетной политике.

Признание выручки за бронирование номера

С выручкой от оказания услуги по бронированию несколько проще, так как услуга по бронированию считается оказанной в момент заезда гостя. Выручка от оказания услуги по бронированию должна отражаться в момент заезда гостя в гостиницу (п. 12 ПБУ 9/99), в независимости от оплаты гостем услуг за проживание.

Дополнительные доходы гостиницы

В зависимости от категории (звездности) гостиницы в ней гостям могут оказываться дополнительные услуги, например, услуги питания (кафе, ресторан), прачечной, услуги СПА, тренажерного зала и прочие. Выручка за оказание данных услуг должна отражаться в составе доходов в момент оказания (потребления) услуги. Факт того, что гость может закрыть услугу на номер (то есть оплатить ее позже момента оказания и (или) в момент выезда) не должен влиять на ее признание в бухгалтерском учете.

Порядок признания доходов от оказания дополнительных услуг также необходимо отразить в учетной политике гостиницы.

Ко всем публикациям

Задать вопрос

Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх