Настроим Ваш бизнес на нужную тональность!

Минимизация рисков однодневки

Расим Назаров

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Бизнес реальность в России такова, что практически все коммерческие предприятия и бизнесмены, тем или иным образом соприкасались со специально созданными «техническими» компаниями, главным смыслом существования которых, является обход требований закона, главным образом – налогового законодательства. Устоявшимся наименованием такого рода компаний является термин «однодневка».

Диапазон такого взаимодействия очень широк: от намеренного и повседневного вовлечения компании-однодневки в коммерческие операции, до неконтролируемого и одноразового участия однодневки в качестве третьего, четвертого звена в цепочке продаж. В таком случае налогоплательщик даже не подозревает о том, что полученный им товар проходил через однодневку и из-за этого вся цепочка продаж опорочена. Однако факта участия налогоплательщика в такой цепочке уже достаточно для того, чтобы предъявить налоговые претензии любому участнику опороченной цепочки. Естественно, что в таком случае выбор налогового органа падет на ту компанию из цепочки, которая обладает активами и денежными средствами, на которые можно обратить взыскание. И очень вероятно, что таким «попавшим» налогоплательщиком окажетесь именно ВЫ.

За последние годы налоговые органы выработали весьма эффективные методы борьбы с однодневками, которые включают в себя и методики для выявления использования однодневок в цепочке продаж с помощью информационных систем, имеющихся на вооружении налоговых органов, и методики, позволяющие в ходе налоговых проверок налогоплательщиков выявлять операции, совершенных с участием однодневок и методики, позволяющие выносить убедительные, сильно аргументированные решения, которые очень сложно оспорить в суде.

Основой для претензий налоговых органов служит концепция «необоснованной налоговой выгоды». В рамках этой концепции, выявляются все хозяйственные операции деловая цель у которых отсутствует или является весьма сомнительной. При этом, в результате совершения таких операций налогоплательщик получает налоговые выгоды в форме уменьшения суммы уплаченных в бюджет или возвращенных из бюджета налогов. Все подобные операции исключаются из расчета налоговых обязательств, что влечет за собой доначисление налогов, пеней и наложения огромных штрафов. Разумеется, проблема не исчерпывается начислением налогов и штрафов – развитие ситуации как правило приводит к привлечению к ответственности владельцев бизнеса, руководителей и иных взаимозависимых лиц.

Есть ли возможность избежать или минимизировать налоговые риски, связанные с вовлечением фирм-однодневок в коммерческую деятельность налогоплательщика?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать, какие признаки однодневок и операций с ними используют налоговые органы для выявления незаконных операций.

На этот счет существуют многочисленные письма налоговых органов и большая судебная практика, изучение которых потребует достаточно много времени и сил. Подробный анализ практики в рамках статьи будет не слишком эффективным, так как у каждого налогоплательщика, как правило, складывается достаточно специфическая ситуация, требующая индивидуального подхода.

В самом общем виде набор признаков «однодневки», которым руководствуются налоговые органы, выглядит так:

  • отсутствие постоянного юридического адреса или регистрация по «множественному» адресу, т.е. в таком месте, где на один офис приходится несколько организаций и предпринимателей;
  • отсутствие постоянного офиса и постоянных сотрудников;
  • нет стационарного телефона, представитель компании держит связь только по мобильному или электронной почте;
  • регистрация фирм такого рода обычно проводится на номинального учредителя, то есть человека, который может даже не знать о том, что он является учредителем организации;
  • номинальным является и директор такой компании, то есть лицо является директором только по документам, но на самом деле никакого отношения к компании не имеет;
  • однодневки не подают декларации и отчеты в налоговые органы, не платят налоги вовсе или вносят какие-то символические суммы;
  • однодневка обычно имеет короткий срок существования - обычно несколько месяцев, но в любом случае не превышающий 1–2 года;
  • при составлении первичной документации однодневка не замечает и не требует исправления ошибок в счетах, актах, товаросопроводительной и иной, важной для обычной коммерческой деятельности, документации.

 Для того, чтобы избежать вовлечения в коммерческие отношения с однодневкой, налогоплательщики организуют достаточно доскональную проверку контрагентов, что, в большинстве случаев, позволяет избежать проблем. Однако остается актуальным вопрос о однодневках, использованных в отстоящих от налогоплательщика звеньях цепочки продаж. В таких случаях обнаружить однодневку практически невозможно.

Что же делать тем, для кого использование однодневок стало уже свершившимся фактом, и для кого любая налоговая проверка неизбежно приведет к критическим налоговым последствиям в виде доначисления налогов и штрафов?

Для таких налогоплательщиков самым практичным советом будет - реалистично оценить степень рисков и предпринять меры по сохранению ценных активов, включая имущество, бренд и сотрудников, а также по сохранению бизнеса как такового, включающего саму деятельность, приносящую доход, а также связи с поставщиками и покупателями.

Решение этой задачи потребует от собственника бизнеса и руководителей разработки ряда мероприятий по реструктуризации бизнеса, контрактных отношений, структуры владения, кроме того потребуется наметить план перехода на новую структуру. При этом следует учитывать, что переход на новую схему работы должен исключать возможность для налоговых органов перенести налоговые обязательства на новую структуру.

Ко всем публикациям

Задать вопрос

Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх