Москва, ул. Дербеневская, 11, офис 2 - 9
Контакты / Схема проезда
Понедельник – Пятница с 10:00 до 19:00

Новое в регулировании нефтяной и газовой отрасли в 2017 году

Согласно данным, опубликованным Минфином России на своем сайте в Основных направлениях налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, нефтегазовые доходы, к которым относят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и вывозные таможенные пошлины на углеводороды, по-прежнему составляют значительную долю налоговых доходов бюджетов Российской Федерации.

Основываясь на опубликованных данных, с 2011 года можно наблюдать некоторую динамику снижения к 2015 году доли нефтегазовых доходов как в структуре в валового внутреннего продукта с 10,75% до 7,63%, так и в структуре доходов бюджетов примерно с 31% до 25%. Также, обеспечение стабильных налоговых условий для бизнеса является одним из ключевых предложений, содержащихся в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию с 2014 года.

Тем не менее, сохраняющийся высокий удельный вес указанных выше показателей, изменение макроэкономической ситуации обуславливает проведение государством постоянного мониторинга налоговой нагрузки нефтегазовой отрасли и фактически ее ежегодной настройки.

Основные налоговые инициативы государства по такой настройке на ближайшую и среднесрочную перспективу были определены следующим образом.

  • Введение новой системы налогообложения, предусматривающей уплату налога на дополнительный доход (НДД).

    Система НДД рассматривается в качестве стимулирующей разработку новых месторождений за счет смещения зависимости налоговой нагрузки от валовых показателей (НДПИ, таможенные пошлины на углеводороды) к обложению прибыли. При этом, поскольку в настоящее время налогообложение нефтегазовых проектов имеет огромное количество особенностей и исключений в зависимости от каждого конкретного месторождения, то оценить реальную эффективность данной системы можно будет по итогам ее применения на пилотных проектах.
  • Уточнение правил расчета налога на прибыль в консолидированной группе налогоплательщика (КГН).

    Минфином России предлагается ввести дополнительные ограничения на учет убытков участников в консолидированной налоговой базе — такие убытки смогут уменьшать налоговую базу не более чем на 30% прибыли прибыльных участников КГН. Формально данное изменение носит общий характер, тем не менее, с учетом требований к созданию КГН нефтегазовые компании являются одними из наиболее активных пользователей инструмента КГН.
  • Рост налоговой нагрузки на нефтегазовую отрасль.

    Помимо ежегодного повышения ставок акцизов на нефтепродукты Минфином России рассматриваются также различные сценарии увеличения НДПИ, в том числе дополнение или изменение формулы его расчета. В Основных направлениях налоговой политики также предусмотрен очередной «налоговый маневр» по аналогии с инициативами, реализованными в 2014 году. Напомним, что в рамках «налоговых маневров» Федеральными законами № 263-ФЗ от 30.09.2013 и № 366-ФЗ от 24.11.2014 было установлено, в частности, снижение вывозной пошлины на нефть с одновременным ростом НДПИ на данный вид углеводородов.

    Рассматривается также возможность реформы, предусматривающей в принципе отмену вывозных таможенных пошлин на углеводороды, при этом замещение выпадающих доходов и обеспечение нефтепродуктами внутреннего рынка планируется осуществлять с помощью увеличения нагрузки по НДПИ и «отрицательных» акцизов на нефть.

Далее посмотрим на некоторые основные изменения в налогообложении нефтегазовой отрасли, которые были реализованы в соответствии с налоговой политикой для применения уже в 2017 году.

Значительная часть нововведений реализована с принятием Федерального закона № 401-ФЗ от 30.11.2016.

Законом, в частности, в формулу расчета НДПИ на нефть был введен дополнительный коэффициент Кк на период 2017-2019 гг. Данный коэффициент в 2017 году приводит к увеличению общего размера НДПИ на 306 рублей за тонну нефти. По оценкам Минфина России данное изменение вместе с ростом акцизов позволит ожидать дополнительные доходы бюджета в 2017 году в размере около 320 миллиардов рублей.

Уточнена формула расчета ставки НДПИ на газ, что также приводит к увеличению размера НДПИ. В частности, увеличен коэффициент Кгп, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива: на 2017 год базовый размер коэффициента вырос с 0,7317 до 1, а для собственников объектов Единой системы газоснабжения рост составил с 1 до 1,7969. По данным Агентства экономической информации «ПРАЙМ» Минфин России заложил в бюджет дополнительные доходы от повышения НДПИ на газ в размере 170 миллиардов рублей в 2017 году.

Интересным изменением для нефтегазовой отрасли может представляться освобождение от обложения НДС предоставления поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой операции являются российскими организациями, не являющимися банками. При этом, с 01 июля 2017 года поручительство выданное компанией группы, например, головной компанией, при выполнении ряда условий может быть принято налоговым органом для целей заявительного (ускоренного) порядка возмещения НДС. А принимая во внимание, что сделки по предоставлению таких поручительств этим же законом были выведены из под контроля в части трансфертного ценообразования, можно говорить о заметном повышении эффективности заявительного порядка возмещения НДС, в том числе и за счет снижения издержек на получение банковских гарантий.

Принимая во внимание, что в нефтегазовой отрасли инвестиционная стадия может занимать продолжительное время, актуальным изменением стала отмена с 2017 года десятилетнего ограничения на перенос убытков на будущие периоды. Данная мера с учетом стоимости денег во времени может и не оказать принципиального эффекта на экономику нефтегазовых проектов, тем не менее, это шаг в сторону «сохранения» исторических расходов для налоговых целей. Стоит обратить внимание, что вместе с отменой десятилетнего периода, на 2017-2019 гг. законом были введены ограничения в части размера убытков прошлых лет, признаваемых в текущем периоде, в размере не более 50% налоговой базы.

В совокупности данные изменения скорее увеличат налоговую нагрузку на налогоплательщиков в ближайшие три года. Тем не менее, подобное изменение это хороший повод провести инвентаризацию накопленных убытков с 2007 года на предмет полноты документов и отчетности и в случае необходимости восстановления убытков в учете для признания таких убытков в налоговой базе в будущем.

Федеральным законом № 401-ФЗ от 30.11.2016 в очередной раз была «поправлена» норма, касающаяся освобождения от налогообложения движимого имущества. Так, с 01 января 2018 года указанное освобождение будет применяться только в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации. В этой связи в зависимости от решения соответствующего субъекта Российской Федерации и места учета движимого имущества эффективность льготы может быть снижена для налогоплательщиков.

Уточняются налоговые условия и для реализации перспективных нефтегазовых проектов на российском континентальном шельфе. Для указанных проектов, учитывая длительность сроков их реализации и значительную капиталоемкость, в 2013 году был введен особый «налоговый режим», предусматривавший особенности налогообложения НДПИ, НДС, налогом на прибыль и таможенными пошлинами. С 2017 года Федеральным законом № 463-ФЗ от 28.12.2016 была установлена, в частности, возможность применения повышающего коэффициента 1,5 к расходам на поиски и оценку новых морских месторождений, что позволит снизить «потери» расходов от их обесценения к моменту их признания в налоговой базе в будущем.

Для общей оценки дальнейших возможных изменений налоговой системы Российской Федерации, которые также могут затронуть и нефтегазовую отрасль, можно отметить предложения, включенные в Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.12.2016. Речь идет о предложениях, касающихся необходимости провести анализ и упорядочить существующие фискальные льготы, в том числе на предмет их эффективности, а также проработать комплекс иных предложений по настройке налоговой системы для дальнейшего утверждения в 2019 году новых правил на долгосрочную перспективу.

Александр Ефремов

Ко всем публикациям

Получить консультацию


Клиенты о нас

Наши клиенты

Наверх